13622

Правила хорошего тона. Чем белорусы могут быть интересны миру?

№ 2 от 9 января 2013 года 09/01/2013

diplomat2332Если официальная «дружба народов» шаткая и наигранная - того и гляди ветер переменится и вчерашний друг станет самым заклятым врагом, то народная дипломатия - крепче кремня. Никто не может упрекнуть в неискренности людей, возводящих мосты взаимопонимания там, где, казалось бы, уже никогда не будет протоптано даже маленькой тропинки. В пресс-центре «АиФ» на круглом столе, посвященном народной дипломатии как возможности общения разных народов, специалист по PR из Эстонии Меэлис КУБИТС привел красноречивый пример:

- В мэрии эстонской столицы нам сказали, что, например, между Таллином и Ереваном на протяжении 20 лет вообще не существовало никаких отношений, - удивляется Меэлис Кубитс. - В архиве не нашли ни одного документа, который бы свидетельствовал о двусторонних визитах в современный приод, хотя две сотни лет назад между Эстонией и Арменией были очень тесные взаимоотношения. И сегодня, чтобы возобновить общение, нужно мыслить креативно. Поэтому родилась идея проекта народной дипломатии «Все едут в Ереван».

Суть проекта заключается в следующем: в Армению - страну, которая у многих вызывает огромный интерес, - прибудут многочисленные делегации не только представителей Эстонии, но и других стран: России, Украины, надеюсь, что и Беларуси… В составе делегаций - известные творческие личности: например, от Эстонии - исполнители Анне Вески, Тынис Мяги, эстонские писатели. В Ереване планируются проведение творческой встречи со зрителями Михаила Жванецкого, выступления знаменитых одесских авторов и юмористов Романа Карцева, Маргариты Гончаровой, Бориса Бурды, Валерия Хаита и показ постановки спектакля живущего в Америке Андрея Малаева-Бабеля - внука знаменитого Исаака Бабеля. В Эстонии уже неоднократно проходили Дни писателя Сергея Довлатова - мы хотим экспортировать это культурное событие, в частности, провести его в Ереване. В рамках проекта в Ереван приедет огромное количество журналистов из многих стран, чтобы показать этот город и нашу миссию народной дипломатии во всей красе. Это не политика, а добрая миссия, гражданская инициатива. Не нужно вечно  ждать поручения Министерства культуры или других ведомств. Если чиновники начнут предлагать, это будут совершенно другие отношения.

Тенденция современности – монополизация политиками межличностных отношений. Они решают, какие народы будут общаться между собой или, наоборот, не будут. В соответствии с этим формируется информационное пространство. Но люди не хотят зависеть от чьей-то воли - они хотят встречаться с друзьями, общаться, творить…

Подробнее ознакомиться с проектом «Все едут в Ереван» можно на постоянно растущем и дополняющемся сайте https://yerevan2013.ee/.

Меэлис Кубитс признался, что до 2005 года о Беларуси  практически ничего не знал. Но когда, поддавшись на уговоры литовского друга, впервые приехал, здесь ему очень понравилось. В связи с этим не исключены совместные проекты и с нашей страной.

Город солнца

diplomat2331Известный художник, писатель Артур КЛИНОВ подчеркнул, что белорусские представители современного визуального искусства уже многие десятилетия «воюют на западных фронтах»:

- Таким образом наши художники оправдывают себя как народные дипломаты. Это не совсем хорошо - белорусские авторы должны быть представлены и на родине, однако, с другой стороны, это говорит об их конкурентоспособности в отличие от иных сфер культуры - театра, кино, - рассуждает Артур Клинов. - Так получилось, что в Беларуси сцена, где представители современного визуального искусства могут заявить о себе, и сопутствующая инфраструктура (галереи современного искусства, институт кураторов, критиков, печатные издания) только зарождаются. Если сцены нет, то едут туда, где она есть.

- В прошлом году Беларусь впервые заявила о себе на биеннале в Венеции. Это сработало?

- Сцена сцене рознь. Нашим авторам не хватает сцен серьезного уровня, позволяющих выйти на широкую аудиторию. В этом смысле попасть на биеннале – большая удача, потому что это крупная информационная площадка. Если тебя нет в информационном поле, а именно на серьезных фестивалях, то тебя нет вообще. Но эффект нашего участия мог быть на порядок выше, если бы мы имели более широкое пространство для экспонирования. Думаю, не стоит экономить, если мы хотим показать то, на что способны.

- Почему вас в последнее время больше интересует литература?

- К сожалению, современное искусство имеет ограниченную аудиторию - элитарную. Хотя мы присутствуем на арт-сцене Европы, эта сфера не сможет сделать глобального прорыва - зато это под силу сделать литературе. У нас есть авторы, правда, пока нет индустрии: в маленькой стране, как наша, ее сложно создать.

Во многих странах есть механизмы продвижения национальных литератур. Если мы хотим, чтобы и наша литература завоевала зарубежную аудиторию, государство должно помочь перевести произведения наших авторов на европейские языки, выделить на это дотации. Мне с моей книгой «Город солнца» о Минске повезло: немцы рискнули - сами перевели, издали и оказались с прибылью. Сейчас они ждут от меня следующего романа.

Самобытность - через фото

diplomat2336Издатель, фотограф Сергей ПЛЫТКЕВИЧ сразу поставил вопрос ребром:

- Если мы хотим, чтобы от нашего сегодняшнего разговора была польза, надо вникнуть в суть проблемы. Потому что кино, театр, фотография, литература - это всего лишь надстройка, показывающая сущность, идентичность народа.

В 70-80-х годах ХХ века по всему СССР «гремела» литовская фотография, и не потому, что литовские фотографы были архиталантливыми. Они показывали настоящую жизнь Литвы, а не ту, которую изображала официальная идеология. И нам сегодня, чтобы быть интересными миру, надо возвращаться к своим корням. Самый простой пример: если бы День независимости Беларуси был приурочен к коронации Миндовга в Новогрудке, образованию ВКЛ, то мы бы черпали энергетику от наших корней и были бы интересны миру своей самобытностью. Я думаю, многим иностранцам было бы интересно узнать, как мы смогли сохраниться между Востоком и Западом, которые и сегодня фактически идут в разные стороны.  А мы, кстати, так и продолжаем оставаться «между» этими полюсами…

Еще один элемент привлекательности для зарубежных гостей - природа. Иностранцы, листая мою книгу «Нечаканая Беларусь», часто восклицают: «Как в Финляндии!» Лет двадцать назад финны поняли, что могут заявить о себе как о стране чистых и красивых озер, и на этом построили продвижение Финляндии. Если бы белорусы стали первыми, то сегодня в мире о нас говорили бы - страна озер. Штамп «Синеокая» известен только на внутреннем рынке. Увы, за пределами страны впечатление о Беларуси складывается на основании политической, экономической информации, которую радужной не назовешь.

Что касается фотографии как варианта народной дипломатии, то 2 года назад наш творческий союз «Фотоискусство» совместно с партнерами подготовил проект, объединяющий ряд стран и предполагающий проведение пленэров, фотошкол и др. В январе 2011 г. ЕС выделил 622 тыс. евро для всех стран, но нашим Совмином проект был утвержден лишь недавно. Мы не просили денег, привлекли их со стороны, но вынуждены были год «пробивать стену», хотя все это время могли бы работать, делать что-то полезное. Если все будет хорошо, в феврале 2013 г. пройдут первые мероприятия… 

Театр и кино

В декабре 2012 года исполнилось 2 года Центру визуальных и исполнительских искусств - на его творческой площадке были поставлены 2 спектакля:

diplomat2333- То, что мы делаем, - это поиск возможности высказаться по-новому: мы пытаемся создать «Проектный театр-студию», - рассказывает директор центра Анжелика КРАШЕВСКАЯ. - Первые две постановки поставил белорусский режиссер, но в дальнейшем мы готовы кооперироваться с представителями других стран, чтобы развитие расширилось, стало интернациональным. Что касается продвижения белорусской культуры за рубежом, то такая задача перед нами не ставилась, мы не государственная организация: мы делаем то, что умеем, что нам нравится и на что находим средства. Мы, локальная организация, не можем думать о масштабах интеграции белорусской культуры в мировую без государственной поддержки.

Главная проблема для нашего центра - нас никто не финансирует. Поэтому, если появляется проект, важно найти финансирование, чтобы осуществить задуманное. Один из примеров - это Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», авторский проект Центра, который уже два раза проходил при непосредственном участии ОАО «Белгазпромбанк» и при поддержке Министерства культуры Беларуси. Мы надеемся, что новый для нашей страны театральный фестиваль был ярким событием последних двух лет, что удалось порадовать и зрителей, и профессиональных деятелей искусства.

- Один из проектов центра - кинофестиваль «Лiстапад» - иностранные критики называют примером народной дипломатии. В чем секрет форума, который не посвящен национальному кинематографу?

diplomat2334- В течение недели на «Лiстападзе» проходят показы хорошего, качественного кино, приезжают создатели картин. Одна из миссий фестиваля - объединить на своеобразной творческой площадке совершенно разных людей: зрителей, которые могут это кино посмотреть, и профессионалов, имеющих возможность встретиться с коллегами, обменяться опытом, наладить новые контакты и договориться о сотрудничестве, - отметил директор кинофестиваля Игорь СУКМАНОВ. - Самое важное - чтобы на форуме был создан определенный творческий и деловой климат. Такие фестивали позволяют развивать наше национальное кино и дают белорусам возможность знакомиться с кинематографом других стран, а также находить интересных партнеров для работы.

В Беларуси основная сложность заключается в том, что мы до сих пор находимся в плену стереотипа: мол, в мировом кино соревнуются страны. Этого давно нет. Сегодня, чтобы выжить, у небольших государств есть единственный путь - создавать копродукцию. Поэтому разговоры о том, белорусская или нет картина «В тумане», смехотворны. Конечно, это наш фильм, потому что Беларусь принимала участие в его создании, точно так же как и ряд других стран.

Сегодня происходит определенная ломка сознания, и «Лiстапад» должен это продемонстрировать, показать, что белорусы начинают интегрироваться в мировые культурные процессы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно