20824

Как помочь семьям с тяжелобольными и престарелыми родственниками

№ 18 от 1 мая 2013 года 01/05/2013

«Помогите досмотреть папу после инсульта».  «Куда можно на время устроить лежачую бабушку, чтобы отлучиться на неделю по делам?» Похожие просьбы сегодня звучат повсеместно: их выслушивают медики, соцработники, общественники. Спрос на сиделок и временные формы устройства больных родственников значительно превышает предложение.  Частные же сиделки многим не по карману, как и расценки в появляющихся хозрасчетных стационарных отделениях при больницах. 

18_29_02Как рассказала «АиФ» Людмила ЖИЛЕВИЧ, заместитель начальника Главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Беларуси, проблема действительно актуальна, поскольку население Беларуси стареет, процент одиноких людей, особенно в городах, увеличивается и эта тенденция будет только усиливаться. Здравоохранение  в сельской местности на этот вызов уже отреагировали, построив 108 больниц сестринского ухода (6 – в 2012 году) и открыв отделения сестринского ухода при обычных больницах. И это действительно реальные меры, направленные на сохранение продолжительности и качества  жизни наших граждан. Ведь кроме необходимой медицинской помощи и  ухода человек получает возможность остаться в привычных территориальных условиях и окружении. Ведь, зачастую ему нужно только кратковременная помощь, на зимний период, когда чаще всего обостряются хронические заболевания, он сталкивается с бытовыми трудностями и нет необходимости оформлять его в социальный интернат. Это очень важный психологический аспект, так как и пациент, и его родственники настроены продолжать самостоятельно решать свои жизненные проблемы.  Безусловно, мы видим, насколько это востребованный вид медицинской помощи и поэтому будем развивать его и  дальше».

Что касается городов, в частности, мегаполиса Минска, то здесь потребность общества опередила развитие медико-социальной помощи. «Проблема города – недостаток площадей и дефицит медработников, - поясняет эксперт. – Но исполнительной властью  в государственных программах заложен компонент развития сестринского ухода и в городах».

Если говорить о паллиативной медицинской помощи, необходимо отметить, что каждый третий пациент, нуждающийся в оказании паллиативной помощи,  - это пожилой  и одинокий  человек. В настоящее время  в стране в хосписах и отделениях паллиативной медицинской помощи  развернуто 296 коек, организованы амбулаторные выездные бригады, выезжающие к пациентам для обезболивания, сеть оказания паллиативной медицинской  помощи продолжает формироваться и дальше.

Но качество жизни и реабилитация пожилых, инвалидов – это проблема не одной системы здравоохранения, все общество должно повернуться к ее решению, предлагая и внедряя  различные формы социальной помощи, считает эксперт.

Готовить реабилитологов

18_29_03В этом представителя Минздрава поддерживает Константин ЗБОРОВСКИЙ, завкафедрой реабилитологии государственного Института управления и социальных технологий БГУ:

- Если говорить о помощи пожилым, то на первом месте должна стоять реабилитация – нужно побудить человека к активной жизни, а не укладывать его в койку и провоцировать на желание постоянно находиться в больницах, получать инвалидность и т.д. Опыт показывает, что стоит включить социальные механизмы, создавать людям условия, чтобы быть активными в жизни, правильно оформить их среду обитания, дать некоторые навыки самостоятельности в быту, как они встают на ноги и многим уже не нужен конечный этап помощи – уход. Реабилитация, в полном смысле этого процесса – не задача врача: для этого нужны другие специалисты, и мы их готовим. На специальности «социальная работа» мы обучаем специалистов по социальной работе – реабилитологов. Эта модель - не такая затратная как подготовка врача, но способная реально улучшить качество жизни не только инвалидов, как нередко понимают в быту, но и большинства престарелого населения и членов их семей.

Уже сегодня социальных работников готовят 7 вузов страны, которые выпускают ежегодно сотни специалистов, но проблема нехватки кадров остается. В чем же причина? Оказывается, как рассказал Константин Зборовский, бюджетные места по этой специальности крайне ограничены: «В частности, в нашем Институте только 8 бюджетных мест из 180. За сколько лет наш выпускник  со своей зарплатой соцработника окупит свое образование? Можно, конечно, говорить о порывах души и милосердии. И оно, как правило, у всех студентов есть, они активно занимаются волонтерством во время учебы, но как им жить после вуза? Мое глубокое убеждение - для решения проблемы готовить специалистов в социальную сферу необходимо не менее 50-60% на бюджете, а зарплата таких работников должна быть выше ныне существующей». Чтобы обеспечить государственные учреждения кадрами за счет платников нужны многие годы, а помощь тысячам людей нужна уже сегодня.  Тот кто учится за свой счет в праве и рабочее место выбирать по своему усмотрению.

Чтобы решить проблему нехватки мест в больницах сестринского ухода, нужно по иному посмотреть на интернаты для престарелых, продолжает эксперт: «Их мощности вполне можно использовать для временного пребывания пациентов, чтобы дать ту же социальную передышку родственникам. Это уже происходит, но чтобы сделать работу более эффективной и массовой, нужно трансформировать интернаты в социально-реабилитационные центры и изменить их штатное расписание. Когда в интернате для 430 человек - один санитар на отделение, один инструктор лечебной физкультуры и один культорганизатор на весь интернат, а специалиста по социальной работе и реабилитолога нет вообще, сложно оказать адекватную реабилитационную помощь людям». А если говорить о перспективе, то для уверенности людей в достойном и доступном уходе в старости, нужно уже сегодня начинать развивать страховую систему обслуживания престарелых, считает эксперт.

Помощь общества

18_29_04Большой пласт в решении проблемы могли бы взять на себя общественные объединения. Как рассказала Светлана АНАЦКО, начальник отдела медико-социальной работы Белорусского Общества Красного Креста, в прошлом году 115 сестер милосердия оказали бесплатную помощь 1200 одиноким и тяжелобольным пациентам, но это совершенно не покрывает спроса населения на такую помощь: «1-2 медсестры милосердия на район – очень мало. Но мы не можем увеличивать штат, так как содержим их за счет членских взносов и пожертвований Красного Креста. Это наибольшая часть расходов организации, поэтому уже в этом году у нас осталось только 111 сестер милосердия.  Для сравнения: в БССР, где сестер милосердия Красного Креста поддерживали из госбюджета, их было около тысячи». Для изменения ситуации необходимо, чтобы заработал вступивший в силу Закон о социальном обслуживании, который вводит механизм государственного социального заказа, и общественные организации могли получать госфинанирование, считает эксперт: «Мы не конкурируем, а дополняем друг друга. Долговременный медико-социальный уход на дому не входит в функции участковых медсестер, к примеру, и мы могли бы заполнить эту нишу. Общественные организации в силу своих контактов имеют представление и о новых методиках помощи. К примеру, мы обучаем наших медицинских сестер такому направлению как кинестетикс – развитие двигательной компетенции людей, испытывающих ограничения, что приносит очень хороший результат. Если такие методы будут  применяться на дому, это значительно улучшит качество жизни пациентов, повысит их независимость и способность к самообслуживанию». Кроме этого, обратить внимание на проблему должен и бизнес, считает Светлана Анацко и приводит отличный пример для подражания - Белорусскую железную дорогу, которая выделяет средства на содержание Службы сестер милосердия Красного Креста для оказания медико-социальной помощи ветеранам железнодорожникам.

18_29_05«Мы можем готовить сиделок на гранты, но не можем платить им зарплату, так как являемся общественниками. Это должно взять на себя государство совместно с родственниками, учитывая огромный спрос на таких соцработников», - добавляет Валентина КОЛОСОВА, председатель правления ОО «Белорусский фонд милосердия и здоровья».

Работа с родственниками

18_29_06Галина ЮРЕНЯ, завотделением паллиативной медицинской помощи «Хоспис» 11-й ГКБ, считает, что для сохранения кадров в уже существующей системе помощи нужно пересмотреть зарплаты медсестер и санитарок. «Мало кто представляет, что это за работа: пациенты с тяжелейшими заболеваниями, многие в терминальной (предсмертной) стадии, 60% лежачих… И зарплаты медперсонала не адекватны усилиям». Проблема есть и в родственниках тяжелобольных людей, считает Галина Васильевна: «Не все самоотверженно досматривают своих родных: мой опыт говорит, что многие стараются отдать их, не прилагая никаких усилий по уходу».

Не всегда это связано с бессердечностью, просто многие боятся и не знают как ухаживать за больными родными, поэтому так важно взаимодействие всех служб – и медицинских, и социальных, и общественных, считает Людмила Жилевич: «Мне в этом плане нравится опыт Финляндии, где у каждой, так скажем, участковой медсестры находятся в подчинении три соцработника. Она знает, к примеру, что ее пациент скоро должен выписаться домой после острого мозгового кровообращения. Она заблаговременно встречается с его родственниками и рассказывает, как и что изменить в помещении, чтобы ему было удобно (где сделать поручни, как на кухне должно быть все расположено), как общаться с пациентом, если он, к примеру, с трудом говорит, и т.д. Это всем облегчает жизнь. Всю остальную помощь оказывают соцработники, а сама медсестра появляется только при медицинской необходимости». Такие меры помощи и взаимодействия значительно снизили бы нагрузку на интернаты, куда люди не спешат, улучшили качество жизни пациентов и их родных, считает эксперт.

КСТАТИ

  • По информации Министерства труда и соцзащиты, на 1 января 2013 г. в территориальных центрах соцобслуживания населения (ТЦСОН) функционировало 58 отделений круглосуточного пребывания на 2034 места. Размер оплаты за проживание в таких отделениях - 80 % пенсии нетрудоспособного гражданина.
  • В 2012 году 143 сиделки ТЦСОН оказали помощь 286 человекам. Услуги сиделки вошли в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений соцобслуживания и будут предоставляться по социально низким доступным ценам, которые устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно