25047

Гении на поток. Как стимулировать школьников на образовательный прорыв?

№ 20 от 16 мая 2012 года 16/05/2012

ЭКСПЕРТЫ "АиФ":

 01_kirinovich Ирина КИРИНОВИЧ, главный специалист информационно-аналитического управления Минобразования;
 01_ladysuk Светлана ЛАДЫСЮК, старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования;
 01_levkovskaya Любовь ЛЕВКОВСКАЯ, методист учебно-методического кабинета городского отдела образования  г. Гомеля;
 01_gin Светлана ГИН, учитель начальных классов гимназии №51 г. Гомеля, доцент кафедры акмеологии ГОИРО, к.п.н;
 01_liseychikov Олег ЛИСЕЙЧИКОВ, начальник научно-исследовательского центра Национального института образования;
 01_ginchuk Валентина ГИНЧУК, начальник управления мониторинга качества образования НИО;
 01_shabashova Людмила ШАБАШОВА, преподаватель частного образовательного Центра;
 01_selyavko Олег СЕЛЯВКО, член правления МОО «Союз мастеров-миротворцев «Свет»;
 01_leshko Артем ЛЕШКО, ученик 9 класса СШ №64.

 

  • “АиФ”: - Как построена работа с одаренными школьниками сегодня?

Ирина Киринович: - Существующая в нашей стране система работы с одаренными детьми и  учащейся молодежью обеспечивает выявление, развитие способных школьников, их государственную поддержку и социальную защиту. На всех уровнях общего среднего образования сформирован механизм сопровождения одаренных детей и молодежи. Подтверждением этому являются  многочисленные ежегодные  победы наших школьников на международных олимпиадах, конференциях, турнирах. Только в  2011 году, соревнуясь с представителями других государств в условиях жесткой конкуренции  32 белорусских школьника привезли 26 медалей. Олимпиадное движение – не единственное по выявлению и стимулированию одаренных учащихся. Кроме олимпиады проводятся  республиканские конкурсы научно-исследовательских работ учащихся  практически по всем учебным предметам, республиканские и международные турниры юных физиков, международные конференции молодых ученых и иные мероприятия. Да, не всегда преподавателям хватает мастерства, чтобы вывести одаренного учащегося  на высокие достижения.  Для решений этой проблемы в вузах организована работа ”Школ юных“ в соответствии с профилем подготовки будущих специалистов,  в том числе ”Школа юных математиков“, ”Школа юных биологов“, ”Школа юного географа и краеведа“; ”Школа юного радиофизика“, ”Школа юного IT-специалиста“ и пр., функционируют очно-заочные школы, в  которые способные школьники могут получать дополнительные знания. Кроме этого, школы заключают договоры с вузами об оказании дополнительных образовательных услуг и привлекают профессорско-преподавательский состав  к дополнительной работе с детьми.

Обеспечивается компьютерное сетевое взаимодействие учащихся в реализации интеллектуальных и творческих проектов. Проводятся областные дистанционные олимпиады по информатике, организовано участие учащихся в интернет-олимпиадах, онлайн-турнирах. Созданы и функционируют сайты творческих учителей.

Академией последипломного образования ежегодно проводятся целевые курсы повышения квалификации педагогических работников по работе с одаренными детьми и молодежью с привлечением учителей-новаторов.

В Министерстве образования  ведется банк данных одаренной молодежи. В банке данных в настоящее время по уровню общего среднего образования содержится информация о 1798 учащихся, а также о более 2000 учащихся, имеющих поощрения.

Кроме этого, мы имеем банк данных педагогов, чьи дети постоянно показывают высокие образовательные достижения, который включает на сегодняшний день 86 имен. Эти педагоги привлекаются к участию в мастер-классах, семинарах.

Если говорить о стимулах к высоким показателям, то местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно учреждают премии и гранты тем детям, которые побеждают на различного уровнях интеллектуальных мероприятиях. И замыкает эту систему стимулов специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который отмечает премиями и стипендиями детей за высокие достижения в различных интеллектуальных соревнованиях, а также стимулирует  педагогов, внесших значительный вклад в развитие способностей детей и молодежи.

Конечно, время не стоит на месте, нужно развивать сложившуюся систему. В дальнейшем мы планируем мероприятия, направленные на  более тесное сотрудничество с Национальной академией наук Беларуси,  а также создание «школ известных педагогов». Более активного развития требует и  дистанционное обучение, сетевое взаимодействие детей и учителей. Уже есть блестящие наработки в этом направлении. Например, учитель физики  Могилевского областного лицея №1 Грабцевич В.И. создал интернет-ресурс, через который успешно обучает физике не только белорусских детей, но и школьников из других государств.

Развивать не только интеллект, но и качества личности

  • «АиФ»: - Есть ли у нас технологии и пособия для развития одаренности?

Олег Лисейчиков: - Я считаю, что у учителей сегодня много возможностей раскрыть потенциал ребенка. Для этого в нашем НИО разработаны и изданы целостные учебно-методические комплексы, которые включают наряду с программой пособие для учащихся и учителя. Таких учебно-методических комплексов подготовлено около 150. Они нацелены на развитие познавательных интересов детей к учебным предметам, к разнообразным видам деятельности, формирование определенных качеств личности,  гармоничное развитие школьников. Одаренность – это выявление и развитие как интеллекта, так и качеств личности, связанных с мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной и другими сферами индивидуальности школьника. Важно выявлять и развивать у детей качества личности, связанные с техническим творчеством, а не сводить  всю деятельность к развитию интеллектуальной сферы.

В целом, в работе с детьми надо учитывать рекомендации психологов. Психологами выявлены сензитивные периоды, когда лучше всего происходит развитие тех или иных специальных способностей. Для младшего школьного возраста рекомендуется на повышенном и углубленном уровнях осваивать языковые предметы и учебные предметы искусства. Развитие интеллектуальной сферы в этом возрасте в целом обеспечивается применением технологий и методик развивающего обучения. Они есть, разработаны и их надо только умело применять. Сегодня учителю предоставлено достаточно большое количество разнообразных разработок и методик, даже календарно-тематическое планирование по всем учебным предметам и классам для учреждений общего среднего образования. В тоже время учитель должен знать, что он хочет развивать у детей, какие стороны одаренности. Сегодня идет речь о  педагогике индивидуальности.

Не следует рассматривать работу с одаренными детьми как очередную кампанию. Школа – это не конвейер по выращиванию одаренных детей. Она призвана выявить задатки каждого и обеспечить условия для разностороннего развития, нащупать их способности, помочь определиться с жизненными и профессиональными планами. Для полного раскрытия индивидуальности существует достаточно мощный ресурс учреждений дополнительного образования детей, и его необходимо эффективно задействовать.

Валентина Гинчук: - Я считаю, что система в работе с одаренными учащимися есть, условия для развития их интеллектуальных, творческих способностей созданы, а механизмы выявления и развития одаренных учащихся совершенствуются.

Так, например, в 20010-11 году прошел республиканский эксперимент по апробации модели республиканской олимпиады, позволяющей детям участвовать в олимпиадах по нескольким учебным предметам.

Интересно отношение самих детей к олимпиадам. Мы провели опрос мнения участников олимпиад о мотивах участия в олимпиадах по нескольким учебным предметам. По результатам опроса на первом месте оказался ответ: “Хочу расширить знания по этим учебным предметам”, на втором: “Интересно проверить свою способность конкурировать с другими учащимися”, и только на третьем месте оказался ответ: «Думаю, что это поможет успешно поступить в вуз».

Качество работы с одаренными детьми зависит от педагогов и эффективности взаимодействия педагогов-предметников и специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей. В связи с этим необходимо более целенаправленно готовить студентов педагогических вузов к работе с одаренными учащимися, к организации обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Избегать дисгармонии и готовить тьюторов

  • “АиФ”:- Какие проблемы в работе с одаренными видят коллеги из Академии последипломного образования?

Светлана Ладысюк: - В среде одаренных детей  есть проблема - дисгармоничность их развития. На фоне опережающего развития одной сферы мы видим отставание эмоционального, моторного и волевого развития. И школа должна это корректировать. Во взрослой жизни кроме одаренности нужна настойчивость в достижении цели, воля. И здесь одаренные дети оказываются в аутсайдерах. Почему в республике не создаются отдельные школы для одаренных? Потому что это не целесообразно, мы не можем вырвать этих детей из контингента сверстников, так как это еще более усугубит их дезадаптацию к жизни. Я, пользуясь возможностью, хочу обратиться к педагогам и родителям и сказать, что нельзя стимулировать развитие одной сферы, не подтягивая другие личностные свойства.

Вторая проблема – это проблема учителя. Одаренного ученика может воспитать только одаренный учитель. А это требует совсем иных методов педагогической работы. Потенциала гимназии вполне достаточно для работы с одаренными детьми. Другое дело, что в большинстве из них приемы, методы и формы работы педагогов остались прежними, направленными главным образом на повышение эрудиции наших детей, насыщению их информацией. Признавая факт детской одаренности, многие учителя не готовы работать с ней. Их можно понять, потому что сложно работать на весь класс, при этом дифференцировать учеников по успеваемости и еще учитывать индивидуальные особенности одаренных детей. Поэтому в рамках нашей республики есть смысл говорить о тьюторстве: одаренного ребенка должен сопровождать педагог из вуза или лицея, который может выйти за рамки школьной программы и который бы формировал личность одаренного ребенка. Почему бы тому же преподавателю из БГУИР, к примеру, используя дистанционные технологии, не курировать по индивидуальной программе талантливых школьников?

Сегодня мы ориентируем учителей на внедрение в учебный процесс научно-исследовательской деятельности, то есть на формирование у детей мыслительной деятельности, понятий синтеза, анализа, абстрагирования, причем не на содержании отдельного предмета, а на межпредметных связях. Это позволит большему числу детей проявить свой потенциал. Многие учителя говорят, что это сложно и это должны делать специально подготовленные люди. Но такие педагоги есть. Их опыт надо выявлять и направлять к ним учителей осваивать эти методики на практике.

И третья проблема касается способов работы с одаренными. Олимпиады и конкурсы - это замечательно. Но только это для одной категории одаренных – тех,  у кого сформирована мотивация к достижению результата. Все остальные остаются не у дел. Если мы школу будем оценивать только по тому, сколько у нее олимпиадников, мы априори создаем ситуацию, когда работа с теми одаренными, которые не поедут на олимпиаду, школе становится неинтересной. Это неправильно.

Талантливые дети не должны засиживаться в школе

  • “АиФ”: - Людмила Степановна, вы, как практик, что бы привнесли в систему школьного образования, чтобы как можно больше детей раскрывали свой потенциал?

Людмила Шабашова: - Я уверена, что у нас одаренных детей не менее 70%. Другое дело, что есть очень одаренные и потенциально одаренные, те, кто в школе учатся на 5-6 баллов, но если с ними поработать по-другому, они будут получать десятки. Ко мне как раз приходят такие “середнячки” и выходят в отличники. Но не я их сделала одаренными, я просто вытащила эту одаренность наружу, применив другие методики обучения. То есть сегодня в первую очередь в этой проблеме стоит вопрос о  подготовке учителей нового поколения. Но подготовить такого учителя очень сложно, потому что новых знаний и методов работы мало, учителя должны быть неординарными личностями, которые могут вдохнуть знания в детей. Найти таких сложно, но надо. И второе направление для развития – это предоставить в школе больше возможностей самим детям для формирования собственной образовательной траектории. Вот один из моих учеников, Артем Лешко, решил "перепрыгнуть" из 7-го в 9-й класс. За лето подготовился и сдал блестяще все экзамены, при этом еще ходил на занятия по танцам и ездил на соревнования. Воля есть, характер есть. Почему бы не помогать этим детям? Ведь ему пришлось сдавать экзамены экстерном в достаточно сложном темпе, так как это возможно только в сентябре, пришлось пропускать учебу. Почему бы не разрешить детям сдавать экзамены летом или тогда, когда они готовы это сделать? Вот, например, шестиклассник подготовился и решил сдать математику за 7-10 класс и не ходить на этот урок, занимаясь чем-то иным. Какой бы это был прорыв, стимул для самостоятельности в образовании и жизни! Надо менять общественное отношение к таким неординарным желаниям. Среди моих учеников десять готовы были на "перепрыг", но пошли сдавать экзамены только двое, потому что нашли понимание у администрации школ, а восемь остальных директоров агрессивно оценили эту инициативу.

Олег Лисейчиков: - Это предложение сложно осуществить технически. Да и куда мы спешим?

  • «АиФ»:  - Артем, ответьте, куда вы спешите?

- Я был учеником немного выше среднего уровня, но когда проучился по методике ускоренного обучения Людмилы Шабашовой, в школе почувствовал себя увереннее. Поэтому когда я узнал о возможности перепрыга, я посоветовался со своими родителями и понял, что это прогрессивный шаг. И я за лето выучил всю программу за 8-й класс и сейчас учусь в 9-м классе. Большую роль в этом сыграла и администрация моей школы, которая всячески мне содействовала и шла навстречу. В классе отношения хорошие. На общении и жизни это никаким плохим образом не сказалось. Я дружу и с 9-классниками, и со своими бывшими одноклассниками, мне со всеми интересно. Напряженными были только первые недели учебы, потому что я весь сентябрь сдавал экзамены и не мог посещать 9-й класс. Но сейчас все нормально, я втянулся, мне интересно.

  • «АиФ»: - Что бы бы вы хотели поменять в школе, чтобы вам было там еще более  интересно?

- Больше внимания уделять факультативам и одаренным детям. Лично я готов ходить на все факультативы.

  • “АиФ”: - Олег, вы сами олимпиадник, лицеист в прошлом, учитесь сегодня в двух вузах. Что из услышанного кажется вам эффективным в системе работы с одаренными детьми?

Олег Селявко: - Поддержу Людмилу Степановну – безусловно, одаренному ребенку нужен одаренный учитель, который был бы практикующим мастером в своей сфере. К мастеру дети тянутся, стремятся стать похожими. Именно поэтому я возглавил в международном проекте «Мастер-миротворец» направление по созданию веб-сайта, который объединит мастеров с одаренными детьми и коллегами по всей стране в единую сферу взаимодействия. Тем более эта работа необходима сегодня, когда значение интернет-коммуникаций резко возросло. Сегодня нам необходимо вместо стандартных, дорогих в производстве и быстроустаревающих в наш информационный век учебников Электронное Облако, где учащиеся и преподаватели создают свои собственные учебные среды, комбинируя различные сервисы Web 2.0, которые они находят наиболее удобными, динамичными и актуальными.

Выбор у детей должен быть уже в  начальной школе

«АиФ»: - Светлана Ивановна, вы сейчас продвигаете идею отдельных школ и классов для одаренных детей, начиная с начальной школы. Почему это необходимо? 

Светлана Гин: - Образование, как только что было сказано, - залог будущего, а начальная школа – залог образования. Это очень важное звено. Но система конкурсов, олимпиад начинается в старшей школе.  А что делать детям, которые приходят в начальную школу с высоким уровнем академических достижений и уже в первом классе начинают испытывать скуку? Что мы можем им предложить? Если в той же России есть 8 комплектов учебников для начальной школы, то у нас он только один на всех. Поэтому мы сегодня и хотим осуществить экспериментальный проект по апробации модели психолого-педагогического сопровождения детей с общей одаренностью в начальных классах. Этих моделей может быть много, в зависимости от обстоятельств: то ли это будет отдельная школа, то ли отдельные классы, то ли тьюторы. Важно создать условия для сопровождения таких детей, чтобы их не «срезали», как выбивающуюся сосну, а учились по-другому работать с ними с первого класса. Среди учреждений образования в республике для поддержки одаренных детей существуют дошкольные центры развития ребенка, успешно функционируют гимназии и лицеи. И только в начальной школе все дети, независимо от способностей, учатся по одним и тем же программам в одних и тех же учебных заведениях. Здесь тоже должен быть выбор.

В контексте нашего разговора хочу также привести результаты опроса, который мы проводили в Гомеле среди учителей начальных классов и методистов. Вопрос был другим: «Достаточно ли для полноценной реализации одаренности младших школьников стимулирующих и факультативных занятий, участия в конкурсах и олимпиадах?»

85% опрошенных сказали, что недостаточно. Это тоже повод задуматься о разнообразии методов стимулирования школьников.

Любовь Левковская: - Приоритет в работе с одаренными детьми необходимо отдать педагогическим технологиям. На мой взгляд,  перспективным и эффективным направлением в работе с одаренными детьми могут быть технологии развивающего обучения, о которых уже упомянул Олег Лисейчиков. Первые классы РО в нашем городе были открыты в 1992 г., а к 2000 г.  в образовательном пространстве Гомеля уже функционировало 33 класса в 10 школах. И сегодня среди победителей олимпиад различного уровня немало выпускников этих классов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно