12249

Нефть и газ - не главное. Останется ли Россия главным союзником Беларуси?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 14. Врачи настойчиво советуют... 07/04/2020

Недавно премьер России Михаил Мишустин назвал Беларусь стратегическим партнёром и основным союзником России в СНГ.

Почему это партнёрство то и дело проходит испытание на прочность?  Какие совместные проекты помогут нас сблизить? Об этом «АиФ» рассказал госсекретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий ­РАПОТА.

НЕФТЬ И ГАЗ – НЕ ГЛАВНОЕ

– Григорий Алексеевич, в чём ­вообще разница между углублённой инте­грацией и объединением двух г­осударств?

– Во-первых, в договоре от 1999 г. есть 6-я статья, в ­которой чётко говорится: каждый из участников Союзного государства сохраняет суверенитет. Но вместе с тем каждый вправе делегировать какие-то полномочия наднациональным органам. Во-вторых, и ­Лукашенко, и Путин заявляли совершенно однозначно, что наши страны не собираются объединяться в одно государство.

Конечно, гипотетически, как результат общих усилий по созданию единого экономического, энергетического, транспортного и прочих пространств, как венец всей этой работы ­возможно и создание единого государства с общей Конституцией, с общими органами управления. Но пока об этом речь не идёт. Так или иначе на сегодняшний день никаких договорённостей на этот счёт не существует.

– Если говорить о конкретных вопросах наших взаимоотношений, то какой из них самый ­важный – вопрос о ценах на ­российские нефть и газ?

– На мой взгляд, отношения между Россией и Беларусью всё же не сводятся только к вопросу компенсации за россий­ский налоговый манёвр и цены на газ и нефть. Хотя это важные факторы, спору нет. Союзное государ­ство – это геополитический ­проект, и он развивается, ­несмотря на все наши споры и трения. Как в любом гео­политическом проекте, в нём есть внешне­политический а­спект, есть военный, социальный, экономический, научно-технический аспекты. И, например, в военной области сотрудничество достаточно плотное, отработанное. У нас существует региональная группировка войск, куда входят все Вооружённые силы Беларуси и Западный военный округ РФ. В случае кризисных ситуаций эта группировка переходит под ­единое командование и действует как единый механизм. А в мирное время два министер­ства обороны проводят учения, и штабные, и полевые, причём ежегодно – один раз на территории Беларуси, один раз на территории России.

Плодотворно сотрудничество во внешней политике, в науке, в социальной сфере, в культуре…

Если же говорить об отношениях между двумя государст­вами в целом, то я убеждён: их сохранение и развитие в интересах и Беларуси, и России. Сложности, проблемы существуют, но надо искать возможности для их решения, а не искать виноватых. Для меня, как гражданина России, очевидно: нам нужен такой союзник, как Беларусь. Так же как желательно иметь союзника и в лице Украины, и в лице К­азахстана и всех остальных, кто окружает Россию. Наличие таких союзников создаёт для страны комфортную среду обитания и служит целям нацио­нальной безопасности.

И «БУЛЬБА», И ТОМОГРАФЫ

– Некоторые считают, что Б­еларусь – исключительно аграрная страна.

– Должен произойти разрыв шаблона. По этой логике Б­еларусь ассоциируется с ­драниками, мачанкой и ­бульбой. Кстати, Россия для некоторых – тоже страна хохломы, водки и б­алалайки.

Но это не так, Беларусь – высоко­технологичная страна. Есть в ней, например, такая компания, как EPAM, где работают 50 тыс. программистов. Из них 15 тысяч на территории республики, а остальные – в филиалах в 10 странах. Или ­мессенджер Viber – это белорусское и­зобретение. В Минске также производится медицинское оборудование – томографы и др. 80% этой продукции экспортируется в Р­оссию.

Другая белорусская частная компания производит т­ренажёры для российских и­стребителей. Вообще, в своё время ­Беларусь наряду с У­краиной служила сборочной площадкой для всего Советского Союза. ­Электронная промышленность, машиностроение, прочие высоко­технологичные отрасли были в сфере к­омпетенций ­республики.

Кстати, на программной б­азе EPAM в республике создан Парк высоких технологий. Государство в него вложило, как утверждают, всего 500 тыс. долл. – просто отдали под парк недостроенную многоэтажку, и все там ­разместились. При этом доходность Парка ­составила 1,5 млрд долл. в 2018 г. и 2 ­млрд долл. в ­2019-м. Так что судите сами.

Это не значит, что в белорус­ской экономической модели нет недостатков. Но д­авайте не умалять её достоин­ства и перспективность работы в союзном формате.

БУДЕТ ЛИ НОВАЯ ДОРОГА?

– Есть идея строительства высоко­скоростной железной д­ороги, которая пройдёт и через Беларусь. Для чего она нужна?

– Надо ли нам что-то такое строить, чем смогут воспользоваться и россияне, и белорусы? И для чего нужна скоростная ­дорога? Допустим, чтобы съездить в Литву на ­выходные, белорусу надо по­тратить в­сего 2,5 часа туда (на электричке или на машине) плюс 2,5 часа обратно. В Польшу от ­Минска – 3,5 часа, от Бреста 20 минут. А до Москвы или Санкт-Петербурга им добираться минимум 5 часов – это если самолётом, считая дорогу в аэропорты. Поезд из Минска в Питер идёт 13–14 часов! Это одноколейная дорога с разъездами на вокзалах, только наполовину электрифицированная. Прошлый век в прямом смысле слова. До Москвы – 720 км – ехать поездом 10 часов. То есть белорусы от России физически удалены.

Москва и Санкт-Петербург – культурные центры, которые готовы принимать туристов, имеют соответствующую ­инфраструктуру и хотят зарабатывать деньги. Белорусы ездят в две российские столицы по бизнесу, к родным, россияне в Беларусь – в санатории, отдохнуть, подлечиться. С­амолёты в обычное время заполнены, спрос на билеты велик.

Потому мы и предложили проложить высокоскоростную дорогу из Санкт-Петербурга в Гамбург через территорию Б­еларуси, причём главным о­бразом за ­частные деньги. ­Проект оценивается в 30–40 млрд долл. ­Сейчас прорабатываем эту идею. Выгоду должны получить все. А весь путь от Питера до Минска займёт не более 3 часов. Кроме того, вокзал и привокзальная территория высокоскоростных дорог дают в 5 раз больше дохода, чем прилегающие к ним 100 км путей. Наконец, это будет грузопассажирская дорога, что выгодно вдвойне. Но главное – мы объединим усилия двух стран в работе над созидательным совместным проектом. У нас же таких проектов пока, к сожалению, остро не хватает.

– Как жители России и Б­еларуси относятся сегодня друг к другу?

– В основном у жителей России к белорусам очень добро­желательное отношение. Считают их трудолюбивыми, аккуратными. Кстати, много белорусских граждан работают в российском строительном бизнесе. В Смоленской области посмотрите: водители в авто­хозяйствах - все белорусы. П­обывал за последние г­оды в десятке регионов России, в том числе со мной е­здили белорусские журналисты. ­Отношение к Беларуси искренне уважительное, да и товары её представлены практически в каждом российском городе. Цена, качество потребителей удовлетворяют. 

ДРУГ У ДРУГА КАК ДОМА

– Что мешает более тесной интеграции наших экономик?

– Наверное, всё же недостаточно гармонизированное законодательство и наличие барьеров во взаимной торговле.

– Зато у нас фактически не осталось барьеров, которые бы мешали жителям двух стран ­общаться, ездить друг к другу.

– Да, социальная сфера ­нашего сотрудничества ­достаточно развита – с точки зрения обменов, пенсионного обеспечения, перевода пенсий. Тут действительно проделана большая работа, и было бы жалко это потерять. Очень много сделано для того, чтобы белорусы не чувствовали себя ино­странцами в России, а ­россияне – в Беларуси. Общность ­языка, лёгкое устройство на работу друг у друга – всё это у нас уже есть.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно