8758

Ученый: Матрица человека до сих пор не открыта

№ 7 от 13 февраля 2013 года 13/02/2013

 

05_yatskevitchСлово «кризис» по частоте употребления в современном мире, наверное, скоро сравняется со словом «мама». Тяжелые болезни, катастрофы, террор, разводы… Но кризис может как убить человека, так и изменить смысл его жизни и самоё жизнь. Что способна вынести психика человека и как ему может помочь в кризисной ситуации специалист? Об этом - наш разговор с кризисным психологом, заместителем редактора журнала «Медицина» Константином ЯЦКЕВИЧЕМ.

- Я начинал в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей, в отделе кризисной психологии. После работал в  социально-психологической службе детского центра онкологии и гематологии, где вплотную имел дело с кризисной психологией и онкопсихологией. Затем мне удалось поработать волонтером в хосписе для взрослых. Получив этот опыт, я был готов к самостоятельной практике и поработал в мобильном хосписе в центре сестринского дела и паллиативного ухода на дому. То есть мне довелось прикоснуться к самым острым кризисам. Пережив все это, я пришел к воцерковлению, а как специалист открыл для себя еще одно направление - христианскую нравственно ориентированную психологию. За время работы в хосписе я сделал четкий вывод: при работе с тяжелыми кризисными ситуациями принципиальным качеством специалиста должна быть нравственность. Светская психология не всегда может оперировать тонкими моментами, связанными с травмами не психики, а души. Без знания духовной традиции здесь не обойтись. В хоспис приходили экстрасенсы, целители, практики разных техник, предлагая свою помощь онкологическим больным. Но - как приходили, так и уходили. И единственным, что приносило реальную помощь умирающим людям, было общение со священниками. Когда человек находится у последней черты, нельзя «подогревать» его иллюзию - это ложное поведение. Нужно уметь говорить правду. Страшнее всего видеть человека, который к своему уходу не готов.

…В хосписе была верующая бабушка - ей давали месяц жизни, но она своим оптимизмом и верой ободряла всех, как будто знала, что просто переходит в другое состояние. Когда такое видишь, то открываешь маленькие истины: каждый идет по этой лестнице - к моменту перехода.

Наука о душе

- Часто ли вы встречали людей, которые во время тяжелого кризиса спрашивали не «За что мне это», а «Для чего мне это»?

- Чаще всего люди не понимают, почему с ними такое произошло, и приходится буквально на пальцах объяснять, что в нашем мире все имеет причину и следствие - даже прыщик не вскочит на лице без причины. Поэтому нужно воспринимать кризис как естественный процесс и логически рассуждать: если он имеет место, то для чего-то. Я за все время работы в хосписе не встретил ни одной ситуации, когда бы кризис, проблема не имели четких причин (если говорить о взрослых пациентах).

Причин рака много, в том числе внешние. Но есть и психосоматическая причина, когда люди не могут организовать свой душевный порядок. Вот здесь и может хорошо сработать христианская нравственно ориентированная психология. Она может объяснить, что нужно возвращение к целостности и к простоте. Мы в силу своей слабости из питания сделали чревоугодие, простые необходимости извратили до уровня целых индустрий. Нужно вернуться к истокам своей человечности. И вот тут я сделал открытие, которое меня ошеломило. Современная психология не владеет категорией человеческой психологической матрицы, то есть нигде не описан изначально заданный набор качеств, которые определяют, что есть человек. Понятно, что это не физиологические, а личностные, душевно-психологические качества. Но последние исследования, касающиеся души, заканчиваются в конце 18 века, а с начала 19 века начинается изучение психики. Хотя психология в переводе с латыни - эта наука о душе.

Поменять штамп

- Мне кажется, что человечность определяется нравственностью. Это исключительное качество человека. Я стал искать определение нравственности. Вот что сказано в Национальной психологической энциклопедии: «Нравственность - это регулирующая функция человеческого поведения, ее сущность сводится к ограничению влечений». Но разве нравственность - только ограничения? В Оксфордском толковом словаре сказано: «Нравственность - это общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует моральному кодексу общества». Но ведь кодекс может изменяться и быть разным в разных обществах, а нравственность - это то, что неизменно, характерно только для человека.  Мне кажется, наиболее близкое определение дал священник Борщановский: «Нравственность - неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно свободные действия и состояния на основании врожденной человеческому духу идеи добра, прародительницей которой является совесть». Мы хорошо знаем сегодня, как устроен компьютер, а знаем ли мы свои настройки, как устроен «биос» человека? «Биос» на языке информатики - это базовая система ввода и вывода информации, фильтр, который определяет, что должно войти и выйти и наоборот. Так вот, я думаю, что тело - это хард, душа - софт, а нравственность - совершенная операционная система организма.

Мне кажется, что именно христианская психология может комплексно решить проблемы кризисов современности. Вот есть штамп, который изготовляет бракованные вещи. Можно каждую бракованную заготовку обтачивать. Но это ведь очень сложный и затратный процесс. А можно подкорректировать матрицу - штамп, чтобы он не производил в таком количестве брак. И сегодня таким штампом является система мировоззрения. Нравственно ориентированная христианская психология может это сделать: дать представление о причинах и следствиях, о правильном восприятии мира и реагировании на его вызовы, о смыслах жизни;  дать защиту от соблазнов, от страха смерти.  Причем нужен межконфессиональный подход - травмировать людей, навязывая им постулаты той ли иной конфессии, нельзя. Психология сегодня - это универсальный язык. Человек настолько далеко оторвался от своей духовной основы, что ему уже нужна опосредованная терминология, и психология должна адаптировать, донести понятие духовных ценностей до сознания.

Потенциал психики огромен

- А как же можно объяснить тяжелые заболевания детей?

- Я тоже часто задавал себе этот вопрос. Рационального объяснения нет. В Священном Писании есть ответ: за грехи рода дети могут нести наказание до 4-го колена. Но мне кажется, это можно объяснить и более «научно»: жизнь человека - это биологический процесс преемственности. Если семя было повреждено, то в следующем поколении это может проявиться, и нужно время, чтобы сама природа или человек восстановили изъян.

Но важно понимать, что психолог не должен становиться судьей, что объяснение о грехах рода у некоторых вызовет еще большую травму. Здесь уже важно  не обсуждать причину, главное - искать выходы. И случаев выхода из тяжелейшего состояния у детей много. Потенциал выносливости психики у детей значительно выше. Они и духовные вещи интуитивно воспринимают проще. В целом же потенциал психики человека огромен, но используется нами на 5-10%. Вся сложность - в его раскрытии. Это не спонтанное действие, а постоянная работа. Бывает, что люди поднимали вещи, которых не могли бы поднять в обычном состоянии, действуя в порыве спасения кого-то, например. Но все же, на мой взгляд, в этот момент человеком движет не психика, а душа, которая не знает страха и смерти, действует сущностно, не пропуская через мозг: могу - не могу.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно