5269

Растем в движении. Как родителям общаться с детьми

№ 13 от 27 марта 2013 года 27/03/2013

 

Все под контролем

Малыши все хотят делать самостоятельно: зажигать, включать,  резать, забивать, открывать, смотреть, что там внутри…

Когда у сверхзанятых, загнанных жизнью родителей возникает искушение в случае крайней необходимости оставить ребенка  этого возраста дома одного - «Всего лишь на час!», «Всего лишь на полчаса!», - хочется в который раз предупредить: не  делайте этого! Уж как-нибудь извернитесь, призовите на помощь соседей или родственников, возьмите ребенка с собой,  только не оставляйте дома одного.

Но и когда вы дома, за этими чертенятами так трудно углядеть! Поэтому:

  • следите, чтобы окна у вас всегда были закрыты, и никогда не разрешайте ребенку играть на подоконнике или  высовываться из окна, если вы живете выше первого этажа;
  • не разрешайте ребенку подходить к газовой плите, брать в руки спички, зажигалки, свечки. Все эти огнеопасные  предметы, а также сигареты, если они есть у вас в доме, держите от ребенка подальше. Очень разумно, если дома есть  хоть один ящик или шкафа, предназначенный специально для опасных вещей, который запирается на ключ. И где хранится этот ключ,  ребенок не должен знать;
  • пресекайте любые попытки ребенка изучить, что за средства бытовой химии хранятся у вас в ванной или в кладовке;
  • если в доме есть алкогольные напитки, хорошо, чтобы они хранились в недосягаемом для ребенка месте, а еще лучше,  чтобы они были под ключом;
  • домашняя аптечка тоже должна быть под запретом! Очень хочется для игры «в доктора» взять настоящий бинт и  настоящие таблетки, а заодно и попробовать их, особенно если они в цветных облатках и выглядят совсем как конфетки;
  • установите правило: папины инструменты - отвертки, пилы, тиски, плоскогубцы – без папы не брать! Что-либо  мастерить ими можно только под его руководством.

 

Сопереживайте

  • Мой сын не хочет засыпать один и часто жалуется, что ему снятся кошмары. Как ему помочь? Г. Ломакина

Многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. Таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются детьми как нечто совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное. Дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон, и заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные страдания. Поэтому родителям нужно побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать в сценках кукольного театра. Важно, чтобы вы активно сопереживали малышу, но не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игру, вызвать у малыша улыбку и смех. Подмечайте смешные детали в его рисунках, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту. Во сне он не мог убежать от чудовища, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску - и чудовище покатится кубарем. Придумывая счастливую концовку своего сна, ребенок осознает себя его хозяином и пусть не сразу, но избавляется от страха.

Разговаривайте правильно

Воспитывая детей, давая им советы, мы, родители, передаем им скрытые послания. И эти послания помимо нашей воли могут вселить в детей неуверенность, чувство вины, страх… Вот несколько фраз, которых следует избегать.

«Давай быстрее- говорим мы. А ребенок слышит это наше послание так: «Ты для меня не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих». Впервые это требование звучит, когда ребенок идет в школу или детский сад. Постепенно из внешнего стимула это требование трансформируется в навязчивую идею. Ощущая гнет постоянной спешки, ребенок находится в напряжении, страдают его внимание и самооценка (особенно если он медлителен от природы).

Совет: использовать фразы типа: «У меня есть 15 минут. Сколько времени на сборы нужно тебе?» Так ребенок постепенно учится контролировать свое время, ведь для многих малышей нет никакой разницы между пятью минутами и часом, для них это абстрактные понятия!

«Не жадничай! Уступи – говорим мы. А ребенок слышит: «Желания других людей важнее, чем твои - если не будешь с ними считаться, то ты плохой».

С детства учитывая интересы других, мы учимся налаживать отношения с окружающими. Проблемы начинаются, когда человек действует вопреки собственным желаниям, не может сказать «нет», постоянно дает больше, чем получает, и все из-за бессознательного страха быть отвергнутым, нелюбимым. Если же он что-то делает для себя, то потом испытывает чувство вины.

Совет: осознать, что у каждого человека есть право отстаивать свои интересы и желания, отвечать отказом на просьбы. Да и ваше чувство собственного достоинства скорее вызовет уважение окружающих, чем безрассудное самоотречение. А ребенка научите меняться игрушками, находить компромисс, чтобы никто не чувствовал себя обиженным.

«Ты можешь сделать лучше! Посмотри, как хорошо он/она это делает– говорим мы. А ребенок чувствует, что он хуже других.

Часто слыша эту фразу, мы в конце концов сами начинаем верить, что никогда ничего не делаем достаточно хорошо. Страх все испортить заставляет человека откладывать дела «на потом», бросать их на полпути или вообще ни за что не браться. Иногда подсознательно человек стремится к провалу, чтобы показать: лучше он не может. Если же достижения очевидны, он обесценивает их, приписывая другим людям.

Совет: внушайте детям, что вы любите их такими, какие они есть. Говорите: «Ты справишься, попробуй еще. Если хочешь, я могу помочь». Нужно, чтобы чувствовалась ваша поддержка.Стимулируйте

  • Психологи призывают подкреплять хорошие поступки ребенка разными стимулами. Но мне кажется, если он не научится выполнять свои обязанности просто из чувства долга, он вырастет безответственным. Л. Карпенко

А вы ответьте положа руку на сердце: вы многое делаете просто так, безо всяких подкреплений? Разве вы не ждете за свою работу награды - неважно, моральной или материальной? Набор наших стимулов разнообразен: это и зарплата, и самоутверждение, и интерес, и радость творчества, и многое-многое другое. Но главное - стимулы есть.

Чувство долга формируется у детей очень поздно. Оно не присуще дошколятам, и от них нельзя его требовать, точно так же как, скажем, физической выносливости или знания высшей математики. Волю, ответственность надо развивать понемногу, всячески поощряя ребенка за проявление этих качеств. Если ребенок устал или перевозбудился, не надо заставлять его убираться в комнате сразу после ухода гостей. Чередуйте разные стимулы, чтобы, например, уборка игрушек не связывалась в его представлении с обязательным получением шоколадки или жвачки. Кстати, прекрасным стимулом может быть и совместное чтение книжки.

Хвалите!

  • Как повысить самооценку ребенка? И. Локтева

Повышение самооценки начинается с похвалы. Ребенку, особенно дошкольнику, похвала нужна больше, чем взрослым, ведь ему не на что иначе опереться. Не бойтесь: перехвалить ребенка, особенно с заниженной самооценкой, невозможно. Неосторожное слово, презрительный жест, резкий тон могут врезаться в память маленького человека, оставив след на долгие годы. Ребенка вообще нужно как можно чаще хвалить - просто за то, что он есть на свете («Как мы рады, что ты у нас родился!»). Иначе ему начнет казаться, что родителям важны лишь его успехи, а сам он не представляет для них ценности.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно