1406

На пределе возможностей. Как понять, что ребенок перегружен?

Многие врачи и психологи отмечают, что современные дети чрезмерно загружены различными обязанностями. Сегодня у многих представителей младшего поколения не хватает времени даже на погулять и просто посидеть наедине со своими мыслями. Ведь день расписан буквально по секундам.

Родители по максимуму занимают ребенка активностями, чтобы у него «не оставалось времени на глупости и различные соблазны», а также чтобы успеть вложить в него разностороннее образование и развитие. Нередко подобная тактика становится причиной сбоев в здоровье, а также проблем психологических.

И, чтобы не вызвать выгорания, нервных срывов и прочих негативных проявлений у подрастающего организма, следует проанализировать: не слишком ли он загружен?

Критические перегрузки

Как отмечают специалисты, возможности детей справляться с теми или иными физическими или умственными нагрузками зависят от их индивидуальных особенностей. Учитываются состояние здоровья, сила и крепость нервной системы, личностные свойства и т. д. Понятно, что и перегрузка у детей будет определяться индивидуально. Но в общем и целом список сбоев организма на фоне тотального переутомления выглядит следующим образом.

У ребенка проявляются изменения в поведении. Чем больше нагрузок, тем он больше нервничает, беспокоится, раздражается и плачет. Также у ребенка будет быстрее наступать переутомление, например в шумной обстановке, душном помещении и т. д. Нарушаются и контакты со взрослыми, а нередко и со сверстниками.

При переутомлении отмечается сбой режима сна — ребенок спит более чутко, беспокойно. Иногда встречается и противоположность — слишком крепкий сон, который нередко сравнивают с богатырским.. Проблемы со сном тянут за собой целый список новых проблем, так как дети должны правильно отдыхать и полноценно высыпаться, чтобы давать себе время на восстановление.

Здоровье под угрозой

Кроме того, у ребенка могут отмечаться такие проблемы со здоровьем, как боли в животе, голове и т. д., дети начинают жаловаться на то, что им все надоело. Проблемы отмечаются и в сфере почерка — он становится более неаккуратным, отмечаются глупые ошибки при написании.

Да и сами родители отмечают, что их жизнь стала проходить преимущественно в машине или транспорте — по пути с кружка на секцию и от школы к репетитору. В такой ситуации страдает не один только ребенок, но и вся семья в целом. Ведь время уходит у всех.

Если ситуация все больше усугубляется, у детей могут отмечаться заикания, ночные энурезы и т. д. Усугубление неврологических проблем потребует уже вмешательства специалиста. А это породит еще больше неуверенности и нервозности в ребенке.

О том, как надо разгружать ребенка и какие нюансы стоит учитывать при организации дня ребенка, АиФ.ru рассказала Татьяна Буцкая, педиатр, эксперт ОНФ, председатель Всероссийского общественного движения «Совет Матерей».

«Времена, когда дети были предоставлены сами себе, прошли. По данным опроса ОНФ и фонда „Национальные ресурсы образования“, до наступления карантина кружки, спортивные секции, художественные и музыкальные школы посещали 78% российских детей. У многих ребят очень жесткое расписание. Кроме школы, дети посещают несколько кружков в день. В итоге это приводит к перегрузкам. Если ребенок стал плаксивым, агрессивным, не хочет ходить на занятия, скорее всего, вы переоценили его силы. Он устал! 

Чтобы этого не случилось, помните: кружки не должны занимать все свободное время ребенка. Детям нужно играть. Большое значение для каждого ребенка имеет свободная и сюжетная игра. Она стимулирует развитие фантазии, эмоционального интеллекта, сообразительности, общительности. В игре ребенок учится моделировать ситуации, обучается справляться с агрессией и страхами. Игра помогает найти друзей.

Часто родителям сложно отказаться от каких-то кружков. Хочется, чтобы у ребенка и английский был, и шахматы, и музыкальная школа, и тхэквондо, и робототехника. Но не нужно слишком усердствовать. Формируйте расписание так, чтобы у ребенка, помимо выходных, был хотя бы один будний день, свободный от кружков. Если не знаете, от чего можно безболезненно отказаться, учитывайте сенситивные периоды развития детей. Напомню, это возрастные отрезки, во время которых освоение определенных знаний и навыков идет успешнее. Так, например, к занятиям музыкой лучше приступить не позднее 6 лет, а к обучению иностранным языкам — 10 лет.

Не игнорируйте физические данные и способности своего чада. Если у ребенка нет данных для балета или троеборья, усталость и нежелание посещать кружок возникнут очень быстро.

Интерес — главная мотивация для ребенка, поэтому учитывайте его желания. Если ребенку нравится кружок, лучше развивается мозг и раскрывается имеющийся потенциал. Ребенок готов трудиться и усталости не ощущает очень долго!»

Сохранение здоровья детей — прямая обязанность их родителей. Не стоит стараться делать из своего ребенка второго Эйнштейна и Моцарта в одном лице. Лучше выбрать то, что доставляет ему настоящее удовольствие, и придерживаться этого занятия. Ведь если ребенок отдается делу со всей душой, результат будет заметно лучше.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно