3817

Как психолог может помочь с принятием решения

№ 3 от 16 января 2013 года 16/01/2013

 

Навязывание клиенту своей точки зрения на решение той или иной его проблемы просто недопустимо. Свое личное мнение психолог может высказывать только в кругу своих коллег или близких людей. Во многих странах существует так называемое супервизорство: начинающий психолог первое время работает под контролем более опытного коллеги. Одна из целей такого подхода – научиться не навязывать клиенту свое восприятие его проблемы, уметь отстраняться от нее.

Кроме того, даже если сам посетитель будет спрашивать: «А вы бы как поступили на моем месте? А вы бы что сделали?», психолог не имеет права отвечать «со своей колокольни»: он обязан вернуть человека в его собственную реальность. Он не друг, не подруга, он – специалист, которого учили как раз тому, чтобы работать с клиентом, опираясь на фундамент научных знаний, а не на свой личный жизненный опыт. Психолог должен задавать наводящие вопросы, помочь человеку увидеть альтернативные решения, выработать новые тактики или модели поведения.

Для этого психолог может задавать такие вопросы: «А как еще можно сделать? А что можно изменить в словах и интонации при разговоре с этим человеком? В каких ситуациях вы чувствуете себя уверенно?» и т.д. Причем порой в буквальном смысле этого слова клиент проигрывает, репетирует свое новое поведение, новые (а их всегда должно быть несколько!) подходы к решению той или иной проблемной ситуации.

В случае если психолог (как правило, с небольшим опытом работы) раздает советы «от себя», он снимает ответственность за принятие решения с самого человека. А грамотный психолог, напротив, должен провести консультацию так, чтобы человек сам понял, как ему сделать свою жизнь более гармоничной, осмысленной и счастливой. Тогда клиент начинает относиться к себе и к окружающим более объективно, начинает понимать, что управляющий центр его жизни находится в нем самом, а не в других людях.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно