10516

Белорусских PR-специалистов признали на государственном уровне

№ 47 от 18 ноября 2014 года 18/11/2014

1 ноября в Беларуси отметили День PR. Это событие стало возможным благодаря усилиям PR-сообщества страны: ровно год назад в Единый квалификационный справочник должностей служащих Беларуси была внесена должность «Специалист по связям с общественностью», что позволило признать PR-профессию на государственном уровне.

gromadskihОднако сегодня необходимо двигаться дальше: «Следующим шагом должно стать определение профессиональных компетенций PR-специалистов, которое бы опирались на уже разработанные образовательные стандарты и подкреплялось требованиями рынка, - отметила директор консалтинговой компании IPR Belarus Наталья ГРОМАДСКИХ. – Важно, чтобы профессиональные стандарты создавались на основе потребностей рынка Беларуси и учитывали опыт наших коллег из соседних стран».

Пока еще не все работодатели четко представляют, чем должен заниматься специалист по связям с общественностью: часто PR-специалистам предлагают самим написать для себя должностную инструкцию или составить список действий, которые они будут выполнять ежедневно на рабочем месте. «К сожалению, кроме написания пресс-релизов и проведения пресс-конференций, в этот список по вине не PR-специалистов, а их руководителей, нечасто попадают обязанности, которые определяют наш статус как стратегов в бизнес-коммуникациях, - такие как анализ рынка, имиджевый и коммуникационный аудит, стратегическое планирование, система оценки эффективности, - сетует Наталья Громадских. – В связи с этим предлагаю создать документ, в котором будут прописаны профессиональные компетенции PR-специалистов, определяющие их ежедневные функции». Эксперт обратила внимание: если в Великобритании или США PR-рынок уже давно распределен, то у белорусских PR-специалистов есть уникальная возможность самим написать историю своей профессии.

Где готовят кадры

Такая специальность, как «Информация и коммуникация», появилась в Беларуси в 1996 году благодаря совместному белорусско-французскому проекту ТЕМПУС. В 2012 г. после внесенных изменений был разработан стандарт 4-го поколения для этой специальности: сегодня стать дипломированным специалистом в области информации и коммуникации можно в Институте журналистики БГУ (на факультете философии и социальных наук преподают социальные коммуникации). В 2015 г. планируется открыть магистратуру по специальность «Связи с общественностью».

soloviev«В Беларуси специалистов в области коммуникации готовят в нескольких вузах: Минском государственном лингвистическом университете, Гродненском государственном университете, БГЭУ, однако только выпускники двух факультетов БГУ (Института журналистики и философии и социальных наук) могут согласно существующему объединенному классификатору Республики Беларусь работать на должности специалистов по связям с общественностью, - отметил доцент кафедры технологий коммуникации Института журналистики БГУ, кандидат филологических наук Павел СОЛОВЬЕВ. – В среднем Институт журналистики выпускает ежегодно около 30 человек, и приблизительно столько же – факультет философии и социальных наук. Но, как показывает рынок, потребность в таких специалистах гораздо выше: наши выпускники ни дня не сидят без работы, работодатели начинают присматриваться к будущим сотрудникам, когда те еще учатся на первом курсе, причем не только коммерческие структуры, но и государственные».

В должностной характеристике специалиста по связям с общественностью значится, что он должен реализовать коммуникационную политику организации по связям с общественностью и СМИ; участвовать в планировании и оптимизации коммуникационной деятельности организации; прогнозировать и влиять на имидж организации тех или иных планируемых акций и др., то есть выполнять не столько исполнительские, сколько стратегические функции.

Павел Соловьев подчеркнул: «В 2016 г. начнется работа по созданию новых стандартов специальности «Информация и коммуникация», а это в свою очередь прекрасная возможность для PR-сообщества внести свой вклад в образование специалистов по связям с общественностью, дать студентам те знания, которые им понадобятся на рабочем месте».

КОММЕНТАРИИ

gryaznovaЮлия ГРЯЗНОВА, директор Российской ассоциации по связям с общественностью: «Профстандарт для PR-специалистов нужен для того, чтобы они в первую очередь понимали, чегоо от них требует работодатель. Чтобы соискатель мог изучить список и понять, что он из всего перечня умеет. Если не умеет - то получить недостающие знания, потом претендовать на ту позицию, которую он выбрал. Кроме того, важно наличие понятных карьерных ориентиров для выпускников школ, студентов, молодых специалистов, которые стремятся стать “пиарщиками” – например, конкурс в России на эту специальность очень большой, – но они не понимают, чем им предстоит заниматься. Они, как правило, уверены, что все время будут пить шампанское. Поэтому сегодня на рынке труда у нас большие сложности: дипломированных PR-специалистов нужно доучивать, они невменяемые, клиенты ими недовольны, поэтому многие проводят внутреннюю переподготовку сотрудников”.

 

andrusАндрюс КАСПАРАВИЧЮС, представитель PR-сообщества Литвы, директор компании «Коммуникация и консультанты»: «В Литве специалистов по связям с общественностью готовит один вуз – Вильнюсский университет. Он не придерживается каких-то стандартов в образовании, а сам создает учебные программы, которые проходят оценку европейских специалистов.  На мой взгляд, PR-специалисты из стран Европы прекрасно понимают, в чем заключается их работа. Другой вопрос, что сегодня появляются много самозванцев, которые слово «PR» вуалируют какими-то другими понятиями. Например, недавно объявились специалисты по контент-маркетингу, которые в своей деятельности используют такие популярные инструменты, как статьи, социальные медиа, блоги… Я призываю PR-сообщество не дать подобным самозванцам вводить людей в заблуждение».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно